Неожиданные параллели провели австралийские учёные. Они связали ищущих нектар пчёл и людей, находящихся под воздействием кокаина. Исследователи посчитали, что и те и другие жёстко мотивированны грядущим получением вознаграждения и что их поведение контролируется с помощью аналогичных механизмов. А раз так, кокаин дали попробовать пчёлам и пронаблюдали, как воздействие наркотика отразится на танцах.
Учёным уже давненько известно, что пчёлы, обнаружив "залежи" нектара или пыльцы, возвращаются в улей и "танцуют", тем самым подавая сородичам радостный сигнал о богатой находке: "Эй, ребята! Я нашла! Классный товар! Там! Много!"
Также исследователи знали, что кокаин вряд ли способен принести насекомым какую-либо пользу. Напротив, этот наркотик является для пчёл природным ядом – нейротоксином, с помощью которого листья коки обороняются от всяких жучков-паразитов.
С этим "багажом" группа, включающая в себя доктора Эндрю Баррона (Andrew Barron) из университета Маккуори (Macquarie University), принялась за работу с целью проверить гипотезу: уязвимы ли медоносные пчёлы при столкновении с кокаином так же, как и люди.
На ферме неподалёку от Канберры Баррон с коллегами приучили пчёл прилетать в кормушки с сахарным раствором. А когда насекомые пообвыклись, учёные стали наносить крошечные капли кокаина на "спины" насекомых, ожидая увидеть, как наркотик повлияет на пчелиные "пляски" в улье.
Оказалось, что малые дозы наркотика стимулировали насекомых – те танцевали очень энергично (но привычная "ритмика" не нарушалась). Причём они вели себя так, будто раствор был гораздо вкуснее, чем на самом деле.
Очевидно, кокаин попал в так называемый центр награды в мозге пчёл, о котором пока мало что известно. Кроме того, сам энергичный танец, по мнению учёных, можно считать образчиком альтруистического поведения – одного из способов структурирования общества. И это тоже нужно изучать.
Между тем перед исследователями оставались самые разные "частные" вопросы. Например, является ли такое "танцевальное поведение" истинной реакцией на наркотики (как это происходит с людьми) или же кокаин стимулирует какие-то другие поведенческие паттерны.
Тогда Баррон со товарищи решили действовать точечно – попытались "расшевелить" всё тем же кокаином мозговой центр, отвечающий за двигательную активность пчёл. Несмотря ни на что, после дозы наркотика насекомые вели себя нормально, стало быть, кокаин не повлиял на их движения. (Да и после "наркотической дискотеки" в улье признаков гиперактивности обнаружено не было.)
читать далее...
Мне вот это понравилось... )))
ОтветитьУдалитьУчёным уже давненько известно, что пчёлы, обнаружив "залежи" нектара или пыльцы, возвращаются в улей и "танцуют", тем самым подавая сородичам радостный сигнал о богатой находке: "Эй, ребята! Я нашла! Классный товар! Там! Много!"
Пчёлы торчки! мля куда катится мир....
Мухи кокс нюхают ахаха... Интересно чего эти учёные курят?
ОтветитьУдалить